Вредный клиент (klientos) wrote,
Вредный клиент
klientos

Categories:

Как нам суметь в электрички



Девочки и мальчики, хотя каждый житель Владивостока еженедельно ходит в Японию за новой машиной, поговорить об общественном транспорте нам придётся ещё не раз. Дорог на все машины не хватает, транспортная ситуация в некоторых районах близка к "открывайте огонь по нашим позициям", так что придётся развивать общественный транспорт.


Естественный путь развития городского общественного транспорта — развиваться вместе с городом от меньшего к большему, по мере нарастания потребностей. Когда пассажиропоток на маршруте растёт, маленькие автобусы меняются на "гармошки", на скоростной автобус, на трамвай и так далее, пока есть спрос:



Несмотря на очевидную потребность в росте, транспорт Владивостока болтается где-то в начале Row C. Однако, совершенно случайно, благодаря нерыночному советскому прошлому у нас есть транспорт из высшей лиги — электричка! Вот только используются они почти никак, в основном бабушками-дачницами, и на транспортные артерии современного города не тянут. Может, нет задач для электрички как для городского транспорта? Жалко выбрасывать столько металла, давайте попытаемся пристроить его в хозяйство.

Задачи


Посмотрим, что осталость от дедовского наследства. Сами электрички и пути представляют собой некоторую ценность, и уже неплохо, что они у нас есть. Но при необходимости железо можно относитьельно просто докупить ещё. Намного ценнее для города земля под путями, её очень трудно изъять у хозяйствующих субъектов и очень легко отдать под торговые центры. Попробуйте мысленно соединить рельсами (или хотя бы прямой дорогой) свой дом и работу. Сколько всего придётся снести, срыть и разровнять!

Сообразно понятию "городской транспорт" определим границы оперативного поля. Для меня граница между городской застройкой и малоэтажным пригородом проходит на Заре. В этих границах существуют маршруты "Вторая Речка" - "Вокзал" (для простоты так сегодня будет называться ст. "Владивосток") и "Вторая Речка" - "Чуркин". Есть ещё "Чуркин" - "Вокзал", но регулярным маршрутом он не был, возникал и пропадал по настроению мэрии и РЖД. Например, в сильный снегопад. Или просто так. Всерьёз на него не полагались, спроса большого не было, а по пассажирам он несравнимо проигрывал 62 и 55 автобусам. Чуркинский мост окончательно поставил крест на этом электроне, и дальше про него вспоминать не будем. Получается:



Предлагаю заодно насладиться прекрасными пейзажами вечернего Владивостока в будний день. Особенное внимание прошу обратить на багрово-красные закатные тона в центре и на Столетия. Картина печально известная и неудивительная, пробки там давно стали архитектурным элементом. Возможно, кто-то читает этот пост, стоя на Некрасовском путепроводе.

Поезда пробок не боятся, и чуркинская электричка даже в самое адское стоялово довезёт до Второй Речки за 30 минут. Жители Эгершельда выигрывают ещё больше времени: они минуют сразу обе клоаки. Как пассажиру, мне было бы удобно пользоваться таким транспортом с гарантированным временем доставки. Как водителю, было бы не лишним, чтобы люди частично пересели на электрон и освободили дороги.

Задача для электричек в городе есть.

Комфорт


Почему же от былого великолепия десятивагонных лимузинов остались полупустые огрызки? Чего не хватает для заманухи пассажиров?
  1. Удобная оплата. Давно не был на станции, там до сих под билетные кассы с маленьким окошком и очередями? Или догадались поставить платильные автоматы? В любом случае, у проблемы оплаты есть два решения. Простое: поставить на каждой станции по два автомата с билетами (лучше по четыре). Научно-фантастическое: единая с автобусами и трамваем оплата в рамках пересадочной модели (я об этом писал), но в ближайшие годы рассчивать на него не приходится.
  2. Комфорт ожидания. Добавить на перроны лавочки, павильоны, навигацию — и будет не хуже автобусных остановок.
  3. Комфорт поездки. Едем сидя, не в тесноте, в тепле, весёлая музыка не играет — опять же лучше автобуса.
  4. Скорость поездки. Для часа пик скорости у электрички весьма достойные, тут всё хорошо.
  5. Расписание. Сейчас нельзя прийти на станцию и сесть в электричку, перед этим нужно обязательно изучить расписание. Намного удобнее было бы, если бы электрички ходи ли бы интервалами, пусть и не так часто, как метро. Скажем, раз в полчаса или час. Но сначала нужно подготовиться по остальным пунктам, плюс провести рекламную кампанию, плюс выделить субсидии. Это всё в последнюю очередь.
  6. Связь с городской инфраструктурой. Отсутвие инфографики на станции можно перетерпеть. А вот поехать домой и не попасть в заброшенную промзону — это для пассажира критически важно. Поэтому давайте про этот пункт подробнее.



Пересадка на станции Лихоборы в Москве: сверху ходит электричка, а прямо под ней остановка автобуса и трамвая. Очень удобно.

Если говорить о транспорте как об артериях, то пользы от вырезанных из организма артерий немного. Сосуды должны проходить через мясо жилых районов, лёгкие парков и жирок офисов. Но во Владивостоке электрички проходят строго через нигде.
Третья Рабочая и Мыс Чуркин находятся на краю вроде бы жилых массивов, но идти к домам нужно в крутую гору, а автобусов у станции мало и ходят не туда. То же и с Моргородком, только без горы.
Лучше дела с Луговой, Вокзалом и Второй Речкой: хоть по пробкам, но уехать на автобусе можно, а с Луговой даже без пробок — на трамвае. Пешком с Вокзала можно пройти в исторический центр. В пешей досягаемости от Вторяка доступны магазины на Русской. С Луговой пешком гулять не хочется, да и вообще не хочется выходить из вагона на задворки рынка, но это легко поправить.
Нигде эталонное — это Первая речка. Недалеко был неплохой бильярд, и ещё до больницы можно дойти. Всё.

Приращиваем к городу


Пока всё окончательно не заржавело, а РЖД под предлогом нерентабельности окончательно не заменило людей на уголь, надо имеющуюся матчасть брать в оборот.
Начнём с очевидного: снесём к чёртовой матери весь тот бичёвник, который нагородили торгаши на месте трамвайного кольца на Луговой. Рядом достаточно рынков, чтобы можно было не превращать площадь в помойку и не загораживать кинотеатр "Владивосток", который какую-никакую архитектурную ценность представляет, в отличие от дешёвого торгашеского самостроя. А я почти уверен, что это самострой, и что городские юристы способны обосновать его снос. Всем будет красиво, а пассажирам будет удобно пересаживаться между электричкой, автобусами и трамваем. Даже с нынешней автобусно-трамвайной сетью Луговая уже может стать пересадочным узлом для Тихой, Баляева и района Гайдамака-Авангарда. Можно построить пассажирский терминал, адекватно вписанный в площадь, и с культурной торговлей.
Мыс Чуркин может стать таким же хабом для жителей, собственно, Чуркина. Для этого нужен внутрирайонный автобус с коротким интервалом. Сейчас с остановки "Причальная" можно выехать на трассу, по которой и так много автобусов, плюс на Голдобина на 55. А в обратную сторону, от домов к станции, не ходит ничего — так устроена трасса.



Увозим пассажиров в гору на Харьковскую, забираем с Гульбиновича и с Надибаидзе.

Мальцевская — это станция перспектив, здесь есть откуда привлечь пассажиров. Во-первых, новостройки, ЖК "Золотой рог", это уже пятьсот тёпленьких пассажиров. А вокруг ещё много сараев, на место которых можно влепить высотки. Во-вторых, "Калина Молл". Чуркинским дорогам, особенно Черёмуховой, серьёзно поплохело после открытия "Черёмушек", а новый циклопический магазин гарантирует загруженность и запаркованность всего окружающего асфальта. Чтобы не участвовать в автовакханалии, удобно было бы приезжать за покупками на электричке. Торговцы заинтересованы в дополнительных покупателях, поэтому имеет смысл поговорить с ними об удобной дорожке, а то и о эскалаторе — с перрона он привозил бы практически в восточный вход магазина.
На Вокзале всё и так неплохо, автобусов сейчас достаточно, чтобы развезти пассажиров электрички по Эгершельду (и привезти новых).
Первая речка. Её бы перетащить метров на 500 дальше, к Некрасовской, и получился бы очень удобный пересадочный узел автобусов и электричек. Но электрички у нас не низкопольные, а строить новый монументальный перрон слишком дорого и затратно, чтобы РЖД и город смогли на такое договориться. С Первой речкой, как и с Третьей рабочей, простого решения не получится.
Моргородок. Здесь есть маршрутка №50, которая в правильной транспортной схеме развозила бы людей от станции к домам. Но какие-то враги заставляют её ездить на Автовокзал, чтобы она там сгинула в вечных пробках. С Моргородка на ней туда ездить бессмысленно (через Столетия ходит множество автобусов), с БАМа — неудобно (приходится делать круг). Надо прекратить этот большой цирк, и с БАМа заворачивать маршрутку на Иртышскую и далее на Моргородок. А обратно она должна идти не по Столетия, а через дома на Ильичёва и Волховской. Тогда добираться до электрички будет удобно наибольшему количеству жителей.
Вторая речка. Здесь пассажирам можно предложить пройти к своим домам пешком. Или сесть в пробку. Я тут бываю часто, но только проездом, и мне сложно понять, как люди живут в районе без функционирующей дороги. Здесь катастрофически необходимо уплотнять дорожную сеть. Но это уже за рамками разговора об электричках, поэтому пока так ¯\_(ツ)_/¯

Бонус-трек


Чтобы не заставлять пассажира выбирать между пробками Вторяка и тайгой Чайки, можно и нужно построить новую станцию в районе Чкалова, около Кирова, 93. Во-первых, здесь много больших человейников, которые достаточно далеко от транспортных магистралей. Во-вторых, рядом рыбный колледж и школа, в которую (я подозреваю) не только ходят дети из человейников, но и ездят из пригорода. В-третьих, медианный социальный уровень и местных жителей, и студентов колледжа располагает к поездкам на общественном транспорте. Как ни посмотри, всё говорит в пользу станции. Ещё и железная дорога призывно близко подходит к домам.
Перегон до Чайки получится коротким, ну так Чуркин-Мальцевская ещё короче, и ничего страшного — такая длина перегона адекватна городской застройке. Сейчас расстояние от Второй речки до Чайки соответствует неплотной малоэтажной застройке (каковая тут и была в годы проектирования электрички). На остановке потеряем три минуты, зато тысячи человек включим в работающую транспортную схему.

На прошлом московском фото почему-то оказался Зальцбург, вот настоящая Москва:



Москвичи делают пересадки не так изысканно, но тоже эффективно: остановка как можно ближе к станции, много автобусов (наглядно). И это работает, МЦК (не путать с метро) за день перевозит 400 тысяч пассажиров, а ведь это только одна ветка!

Выводы


Станции электрички в глубине промзоны и на пустырях городу не нужны. Но и к домам подвести электричку не получится, она слишком громоздкая и по природе своей не предназначена останавливаться у каждого столба. Единственный выход — развивать электрички в симбиозе с автобусами и трамваями, и тогда польза от них будет огромной: практически неограниченное количество пассажиров можно за полчаса провезти через весь город даже в самый сильный ВЭФ снегопад. Главное — успеть прирастить автобусную сеть к станциям, пока станции не снесены, а электрички не порезаны на металл.
От горожан же требуется захотеть жить в удобном городе, и напоминать об этом администрации.

По причине зябкости погоды, все картинки для поста взяты из интернета. Если что, готов поделиться с авторами фотографий заработанными за пост гонорарами.
Tags: Владивосток, Транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Где в ЛГЗ жить хорошо

    То ли я выиграл состояние в казино, то ли развожусь со сварливой женой и оставляю ей троих детей, но замячила в моей жизни перспектива покупки…

  • В дыре застряло

    Всем привет, я тут со своими трамвайчиками предлагаю ненадолго отвлечься от ПИСостраданий. Прошлый пост был про электрички, про то, что…

  • 50 лет ВЛКСМ — безопасно, качественно, недорого

    Администрация Владивостока не перестаёт достигать всяческие достижения по улучшению дорог, города и вообще нашей жизни. Очередное достижение недавно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment